Обучение на контролера (механика) по выпуску автотранспорта на линию: обязанности, направления работы, специализации, программа, где пройти курсы, как получить удостоверение и цена, работа и зарплата в 2024 году
Контролер по выпуску автотранспортных средств на линию (механик) — это ключевой специалист, который несет ответственность за техническое состояние автопарка и безопасность его эксплуатации. Основной задачей этого профессионала является обеспечение полной готовности транспортных средств к работе: проведение их предварительной проверки перед сменой или рейсом, устранение выявленных неисправностей и соблюдение всех требований по безопасности и техническому обслуживанию.
Контролер присутствует в штатах всех организаций, имеющих собственные легковые, легкие коммерческие или грузовые автомобили. Кроме того, обязанности контролера могут быть переданы специалисту из сторонней компании, работающему на условиях совмещения, или непосредственно водителю конкретного транспортного средства. Это часто практикуется, когда транспорт используется для личных нужд, например, для передвижения руководителя. В таких случаях к ответственному за техническое состояние автомобиля предъявляются менее строгие требования по профессиональной квалификации, чем те, что указаны в приказе Минтранса №282.
Направления работы
Деятельность контролера технического состояния транспортных средств можно разделить на две ключевые категории, если основываться на приказе Минтранса №9, который устанавливает правила проверки транспортных средств перед началом смены или рейсом.
Контролер может осуществлять следующие виды контроля:
➡️ Проверка транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, включая автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили такси, задействованные по договорам перевозок или фрахта. Обычно это транспортные средства пассажирских автопарков и таксопарков.
➡️ Проверка легких коммерческих и тяжелых грузовых автомобилей, применяемых для грузоперевозок: тягачей с прицепами и полуприцепами, бортовых автомобилей, фургонов. Эти транспортные средства принадлежат транспортным и логистическим компаниям, занимающимся внутренними и международными перевозками.
➡️Кроме того, аналогичные типы транспортных средств проверяются контролером и в организациях, которые используют их для собственных нужд: для развозки персонала или доставки продукции с предприятий и складов.
Обязанности
Основная задача контролера заключается в оценке технического состояния транспортного средства перед его выездом на маршрут и в недопущении эксплуатации ТС, если выявлены неисправности, которые могут угрожать безопасности движения. В случае исправности транспортного средства в путевой лист ставится отметка «выпуск на линию разрешен», что означает принятие контролером ответственности за проведенную проверку.
- Оценку технического состояния транспортных средств перед их выходом на маршрут — проверку работоспособности систем, оборудования и устройств (перечень указан в приказе Минтранса №9);
- Запрет на выезд для транспортных средств, имеющих неисправности, которые могут повлиять на безопасность движения;
- Оценку качества и функциональности систем, узлов и агрегатов, установленных на транспортное средство после выполнения ремонтных работ;
- Контроль выполнения планового и оперативного ремонта, проверку устранения всех обнаруженных неисправностей;
- Оповещение водителей, специалистов по безопасности дорожного движения и логистов о выявленных неисправностях транспортных средств;
- Оформление необходимых отметок, подписание путевых листов, ведение отчетной и технической документации.
Кроме того, контролер отвечает за проверку комплектности аптечки, наличие огнетушителя и противооткатных упоров.
Где работают контролеры (механики) технического состояния транспортных средств
Позиция контролера предусмотрена в штатных расписаниях большинства организаций, имеющих собственный автопарк. Эти специалисты востребованы в:
✅ транспортно-логистических компаниях, осуществляющих коммерческие грузовые и пассажирские перевозки;
✅ торговых и промышленных предприятиях, образовательных и туристических организациях, использующих пассажирский и грузовой транспорт для собственных нужд;
✅ предприятиях городского транспорта, обслуживающих автобусные парки, обеспечивающие регулярные перевозки на внутренних и межрегиональных маршрутах.
Заработок
Заработная плата контролеров зависит от ряда факторов, включая характер работы, условия занятости, возможность совмещения должностей и количество транспортных средств в автопарке компании.
В крупных городах средний доход контролера варьируется. Например, в Москве он составляет от 70 000 до 110 000 рублей, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде — от 70 000 до 100 000 рублей. В Красноярске этот показатель колеблется от 80 000 до 140 000 рублей, а в Новосибирске — от 80 000 до 150 000 рублей. В Казани зарплата контролера составляет от 70 000 до 110 000 рублей. В отдаленных регионах, особенно на предприятиях нефтегазового и энергетического сектора, уровень оплаты труда выше.
Как стать контролером по выпуску транспортных средств на линию
Образовательные требования для контролеров определены приказом Минтранса №282. Согласно этим требованиям, специалист должен иметь либо профильное среднее профессиональное образование (СПО), либо непрофильное СПО с обязательной переподготовкой по соответствующему направлению. Для соответствия этим требованиям можно выбрать несколько путей.
➡️ Первый путь — завершить обучение в колледже или техникуме. Для трудоустройства без опыта требуется получить среднее профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Продолжительность обучения после 9 класса составляет 3 года 10 месяцев, после 11 класса — 2 года 10 месяцев.
Также подходит специальность «Техника и технологии наземного транспорта», где можно выбрать, например, специализацию «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Этот вариант требует меньше времени на обучение: после 9 класса — 2 года 10 месяцев, после 11 класса — 10 месяцев. Однако, прежде чем стать контролером, потребуется отработать не менее года по этой профессии.
➡️ Второй путь — пройти профессиональную переподготовку в лицензированном учебном центре. Эту опцию можно использовать, имея любое среднее профессиональное образование. Например, в учебном центре «НЦПО» предлагаются программы переподготовки на контролера (механика) по выпуску автотранспортных средств на линию различной продолжительности. Эти программы разработаны на основе ФГОС по специальностям 23.02.03 и 23.00.00 в соответствии с требованиями Минтранса.
➡️ Записывайтесь на курсы и получите профессию «Контролер (механик) по выпуску автотранспорта на линию» в учебном центре НЦПО.
СКИДКА ПО ПРОМОКОДУ Teletype 5%🔥
✅ Лицензия Министерства Образования
✅ Получение свидетельства и удостоверения «Контролер (механик) по выпуску автотранспорта на линию»
Стоимость обучения
Стоимость обучения в колледже по профильным направлениям начинается от 70 000 рублей в год. Цена варьируется в зависимости от выбранной специальности, уровня учебного заведения и региона.
Профессиональная переподготовка на контролера (механика) по выпуску автотранспортных средств на линию в образовательном центре стоит от 6 000 до 14 000 рублей. Цена зависит от объема программы и наличия практических занятий.
Документы, выдаваемые выпускникам
После окончания колледжа выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца, в котором указывается направление подготовки и квалификация. Например, по программе «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» квалификация будет «техник».
Выпускники учебного центра «НЦПО» получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца по специальности «Контролер (механик) по выпуску автотранспортных средств на линию». Данные о дипломе вносятся в Федеральную информационную систему ФРДО.
Подписывайтесь на нашу 💬 группу ВК
Смотрите отзывы учеников на нашем канале 🎥 YouTuBe